Рецепт писательского мастерства: советы известной писательницы

Рецепт писательского мастерства: советы известной писательницы

Читаю “Учись видеть” Марины Москвиной. И по следам книги составляю себе список произведений, которые советует прочитать Марина Львовна.

Изначально я собиралась этим списком и ограничиться, написав короткую памятку для блога. Но я так давно не получала удовольствия от чтения нехудожественной литературы, что хочу поделиться с вами выдержками из книги и некоторыми советами Москвиной для начинающих писателей.

Впрочем, “Учись видеть” сложно назвать нехудожественной, настолько она пропитана любовью к людям, чтению, искусству, писательству. Эту книгу можно разбирать на цитаты, вешать себе на видные места и постоянно зачитывать их. Про такие вещи говорят, что они очень атмосферные. Кроме того, в ней есть горячо любимые мною черно-белые фотографии, которые добавляют настроения и подчеркивают эту особую атмосферу.  

Что же нужно, чтобы научиться хорошо писать? В первую очередь читать всё хорошее, что уже написано 🙂 

Вы читали в детстве рассказы Драгунского? А Николая Носова и его рассказы “Мишкина каша” и “Фантазеры”? НЕТ?

“Ну как же, как же вы ухитрились вырасти, не читая “Денискины рассказы”? Так и хочется вам сказать: растите обратно! Пока не прочитаете — не становитесь взрослыми! Иначе вы можете стать не такими взрослыми, какими следует, и вся жизнь пойдет наперекосяк”,

— прямо так и пишет Марина Львовна.

А рассказ “Двадцать лет под кроватью” Драгунского вообще, по мнению Москвиной, обладает жаропонижающим эффектом.  

Писательница считает, что если вы в детстве не читали этих книг, то оно прошло мимо вас. Бегом, бегом, — читать, наверстывать, догонять! Очень удачно, если у вас есть дети, — можно совместить приятное с полезным, устраивая семейные чтения. Ребенку полезно и приятно, а вы восполните пробелы.

Именно так и поступила  Марина Львовна, когда отправилась учиться в литстудию при Союзе писателей во главе с Яковом Акимом и Юрием Сотником.

“Начинающий должен начинать не с нуля, а с того хорошего, что уже написано”,

— говорил Яков Аким.

И все наверстывали, читая рассказы Николая Носова “Мишкина каша”, “Фантазеры”, “Тук-тук-тук”, “Живая шляпа”; Виктора Драгунского “Он живой и светится”, “Где это видано, где это слыхано...”, “Англичанин Павля”.

И еще целый список произведений:

  • Рассказы Виктора Голявкина
  • Юрий Сотник “Невиданная птица”
  • Лев Кассиль “Кондуит и Швамбрания”
  • Яков Аким “Девочка и лев”
  • Валерий Медведев “Баранкин, будь человеком”
  • Юрий Яковлев “Багульник”
  • Борис Житков “Избранное”, “Морские рассказы”
  • Юрий Олеша “Три толстяка”

“Потом мы прочитаем с вами “Зависть” Олеши, “Ни дня  без строчки” — все это учебная для нас с вами литература, нельзя стать полноценным пишущим человеком, не встретившись с ней в жизни, будет всегда чего-то не хватать, как иногда не хватает организму белков или витамина С”,

— пишет Марина Москвина.

А после этого:

“Мы прочитаем Юрия Казакова — сначала его пронзительного “Арктура — гончего пса”, дивную акварельную вещь “Голубое и зеленое”, чуть позже — “Во сне ты горько плакал”. Нет у этого писателя многотомного собрания сочинений. Но все, что он написал, — на вес золота.”

 

И еще:

  • Вадим Чернышев “Волчик, волчинька”
  • Гавриил Троепольский “Белый Бим Черное ухо”, — “плачьте, а читайте”
  • Николай Сладков
  • Юрий Коваль “Алый”,  “Листобой”, “Кепка с карасями”, повести “Недопесок”, “Пять похищенных монахов”, “Самая легкая лодка в мире”
  • Уильям Сароян “Лето белого коня”, “Приключения Весли Джексона”, вообще, все, что попадется
  • Фазиль Искандер, из раннего, — “Детство Чика”, “Сандро из Чегема”
  • Юрий Коваль “Чистый двор”, рассказы
  • рассказы австралийца Алана Маршалла
  • Дина Рубина
  • книги Ошо

Про “Приключения Весли Джексона” Москвина говорит, что это лучшая на свете книга. Из тех, которые пишут

“...Не рукой, а прямо сердцем. Пожалуй, так написаны еще две книги в этом лучшем из миров: Рей Бредбери “Вино из одуванчиков” и Дж.Д.Сэлинджер “Над пропастью во ржи”.

И Марина Львовна советует не просто прочитать эти книги, а переписать от руки те места, которые особенно понравились:

“Когда это будет внимательно вами прочитано по три раза, я все-таки советовала бы такое упражнение: сесть и переписывать от руки самые понравившиеся места, как от руки переписывали когда-то священные тексты. Что-то люди получили от этого. Чем черт не шутит, может, и мы с вами ощутим?..”

Что я делаю, когда не пишется? Читаю. И наблюдаю. В такие моменты я понимаю, что нужно уехать на природу: в лес, на Ладожское озеро, где у меня дача. Так, например, именно здесь недавно родился сюжет рассказа про Ладогу, просто из ощущения ветра, шума волн и капель воды, которые попали мне на лицо, когда волна разбилась о камни.Читая то хорошее, что уже написано, мы оттачиваем стиль, запоминаем красивые обороты и конструкции, удачные метафоры и сравнения. Наблюдая, мы вникаем в суть вещей и поступков, анализируем и пытаемся понять смысл происходящего.

“Пустословие — полноправный смертный грех, нам с вами незачем взваливать его на свои плечи. Значит, прежде чем рука потянется к перу, перо — к бумаге, мы должны сами жить, расти, очаровываться, разочаровываться,  заблуждаться, искать выход из безвыходных положений, падать, подниматься и начинать все сначала, любой ценой стараться открыть свое сердце, сопереживать всем и каждому, научиться прощать, понимать, обрести спасительное чувство юмора, вселенский, философский подход к событиям и людям, окружить себя книжками древних мудрецов и Учителей (смело за них ручаюсь: не подведут!): Лао-цзы, Чжуан-цзы, Будда, Иисус, Диоген, Сократ, Сенека, Кришнамурти, Ошо, японский поэт Басё… просветленные всех времен и народов должны стать нашими постоянными спутниками и советчиками. И это в тесном переплетении с золотым правилом — оттачивать ясное, острое видение, наблюдать, накапливать.“

— пишет Марина Львовна.

А собирать и накапливать всё увиденное и прочувствованное нужно в дневник наблюдений. И записывать всё, что видите, слышите, ощущаете вокруг себя. Так мы учимся замечать то, чего раньше не видели. И так мы учимся ловить истории “из воздуха”. Возможно, в дальнейшем та запись, которую вы сделаете в своем дневнике, послужит сценкой  в будущем романе, кто знает 🙂

Недавно, разбирая вещи, я обнаружила свой дневник, который начала вести с 13 лет. Правда, вела записи только в течение девять лет. Но это были именно наблюдения за окружающими людьми, поступками, фразами, а не просто фиксирование дат и событий. Год назад я возобновила эту практику. И читая Москвину, нашла подтверждение своим мыслям.

Да, чтобы так писать”, 

— говорит она про дневниковые заметки Раневской, —

“надо прожить жизнь, многое понять и не растерять ни любви, ни чувства юмора… В нашем же с вами случае есть смысл все это накапливать, делая ежедневные записи в дневнике. Мы будем всматриваться в самих себя, в окружающий мир. И постепенно, о чем бы мы ни заговорили, это будет затрагивать и волновать не только нас самих, но и других людей. Потому что, любовно исследуя жизнь во всех ее проявлениях, мы найдем точки соприкосновения со всем человечеством. В чем, собственно, и состоит писательское ремесло.”

Итак, ингредиенты для рецепта блюда “Писательское ремесло”:

➡ чтение — как можно больше;
➡ ведение дневника — каждый день, можно небольшими порциями, как получится;
➡ наблюдение за окружающим миром — начинать с малого, увеличивая дозировку каждый день;
➡ всё тщательно размешать и приправить ЛЮБОВЬЮ — чем больше, тем лучше.

Подавать в виде написанного произведения  🙂

Легкого пера всем пишущим!